Александр Бенуа. История борца от мира искусства
Выражение «И швец, и жнец, и на дуде игрец» обычно отражает скептичное отношение к тому, к кому эта фраза относится. Но в конце XIX века в Петербурге жил и творил человек, который не просто делал все и сразу, но делал это очень хорошо, основательно, трудолюбиво и с искренней любовью. Это признанный теоретик русского искусства, талантливый художник, автор общей экспозиции Эрмитажа, декоратор Мариинского театра Александр Бенуа. (Не путайте его с отцом и братом Николаем Бенуа и Леонтием Бенуа! Они оба тоже очень известны, но как архитекторы).
Александр Бенуа
При том, что Александр стал всемирно признанным искусствоведом, он — самоучка. А образование у него юридическое, что роднит художника с Сергеем Дягилевым, с которым, кстати, вместе учился и имел много совместных проектов.
Сергей Дягилев
У Александра было убеждение, которое объясняет, почему он не получил художественного образования: только постоянная практика может сделать человека настоящим художником. И он очень много рисовал, но кое-чему все-таки и обучался — просматривал картины в музеях, постоянно бывал на репетициях в театре и рассматривал декорации, делал многочисленные этюды и зарисовки. Еще он писал статьи, отвечал на письма, много общался с молодежью и занимался просветительской деятельностью. Был отцом троих детей и находил время для них, для племянников и их маленьких друзей. Он никому не запомнился уставшим или разозленным. Занятым — да, но не измотанным.
Так какие же здания в Петербурге сохранили память об этом неутомимом человеке?
Дом семьи Бенуа
Этот недостроенный дом купил дед Александра еще в дни царствования Петра. Мальчик рос в большой семье, члены которой были зодчими, художниками, скульпторами. В такой атмосфере у него почти не было шанса остаться равнодушным к искусству. Именно здесь отец и брат Александра с горечью обсуждали, что город теряет свой архитектурный облик под натиском промышленной эпохи. И повзрослевший Александр энергично отстаивал архитектурную целостность города и боролся с уродливыми новостройками.
Где: проспект Римского-Корсакова, 37/улица Глинки, 15
««Мир искусства»
Обложка журнала «Мир искусства»
Их было много — молодых одаренных художников, непризнанных на тот момент или недовольных тем, под каким «соусом» приходится подавать свое искусство современникам, не готовым менять свои устаревшие эстетические взгляды. Сейчас сложно представить, что, например, Врубель не знал, где выставить свои картины, так как художественные галереи отказывались их принимать. Но так и происходило. Перед художниками стоял жесткий выбор: либо пиши то, что примет большинство, либо работай «в стол» и голодай. Хотя когда в жизни художников было по-другому?
Александр Бенуа, Сергей Дягилев и другие энтузиасты видели это и хотели помочь, во-первых, непризнанным мастерам, во-вторых, современникам, не имевшим глубоких сведений об истории русского искусства и не способных оценить талантливых живописцев. Так было создано объединение «Мир искусства», а позже в квартире Дягилева «мирискусники» открыли редакцию одноименного журнала. Представьте себе восторг читателей, которые брали в руки свежий, пахнущий типографскими красками журнал, над обложками которого трудились люди с великолепным художественным вкусом. На тот момент иллюстрирование журналов в России было совсем не развито, так что «Мир искусства» в этом плане не имел конкурентов. Издатели не просто привлекали читательскую аудиторию — они воспитывали ее, делали настоящее большое дело. К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается, и в недоброе послереволюционное время журнал прекратил свое существование.
Где: Литейный проспект, 45
Эрмитаж
В 1918 году Бенуа стал заведующим Картинной галереей Эрмитажа. К этому времени у него было внушительное резюме: он стал признанным искусствоведом, создал прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа», написал несколько циклов собственных картин, а его главу о русской живописи издали в третьем томе «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. За время работы Бенуа разработал и претворил в жизнь новый план общей экспозиции музея.
Где: Дворцовая площадь, 2
Мариинский театр
Однако как ни разносторонне был одарен Александр Бенуа, лучше всего его талант проявился в театральном искусстве. Он был автором многих костюмов и декораций. Гофман считал, что главное искусство, способное передать больше всего эмоций — музыка; а Бенуа считал, что театр — это место где можно объединить все виды искусства. Первый настоящий триумф Бенуа-декоратора состоялся в 1902 году на сцене Мариинского театра, той самой, которую строил его дед по материнской линии, венецианец Альберт Катаринович Кавос. И с тех пор Александр не прекращал работать в этой сфере.
Где: Театральная площадь, 1
В 1926 году Бенуа уехал в заграничную командировку. Обратно он так и не вернулся, остался жить в Париже. Первые четыре года все мечтал о возвращении, отказывался от звания эмигранта, думал - временные трудности.
«Не будучи эмигрантом по убеждениям, я влачу тусклое эмигрантское существование», — писал он своим друзьям после 1930 года, когда его отчислили из Эрмитажа.
Надежды на возвращение рухнули. Парижскую жизнь художник считал жалким подобием своей петербургской жизни. Хотя он не был бездеятельным: занимался любимыми театральными декорациями, помогал в оформлении легендарных «русских сезонов» Дягилева и заграничных сольных выступлений Иды Рубинштейн. Но до последнего вздоха Александр Бенуа страстно тосковал по Петербургу и чувствовал себя чужим в Париже. История конца его жизни — это трагичная история человека, глубоко любящего свою Родину и вынужденного жить вдали от нее.