История о том, как талант может преодолеть любые трудности и открыть новые возможности в жизни. Работы Николая Богданова-Бельского, выдающегося художника, восхищают зрителей своей красотой.
Николай Богданов-Бельский (1868-1945) был внебрачным сыном простой крестьянки и стал известным живописцем в России. Поскольку он родился вне брака, он выбрал псевдоним Богданов, что означает «Богом данный». В 1905 году он добавил к своей фамилии «Бельский» в честь родного уезда, получив звание академика. Позже он вспоминал, как государь сам вписал его фамилию в диплом через дефис.
В детстве Николай, бедный пастушонок, любил вырезать деревянные фигурки животных и рисовать на заборах. Его талант заметил профессор Рачинский, который занимался организацией школ для крестьянских детей. Он попросил мальчика нарисовать свой портрет и увидел в этом рисунке его дар.
Рачинский стал попечителем Николая и сделал всё возможное для развития его художественных способностей. Сначала он отправил его учиться в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой лавре, назначив содержание в 25 рублей, что было большой суммой для безродного крестьянского мальчика. Позже Рачинские взяли его в свою школу, где он учился с 1878 по 1882 год и жил как член семьи.
В школе дети изучали закон Божий, церковное пение, грамматику и арифметику, используя уникальные учебники. В 1884 году Николай поступил в Московское училище живописи и через пять лет получил звание классного художника за работу «Будущий инок». К началу 1890-х годов он стал самостоятельным художником и начал успешную карьеру.
В 1894 году он решил продолжить обучение в Петербургском Высшем училище искусств, где впервые представил свои работы на выставках передвижников. После двух лет учебы у Ильи Репина он отправился в краткосрочную поездку по Европе, посетив Францию, Германию и Италию, а затем вернулся в Россию.
Путь Богданова-Бельского от голодного крестьянского юноши до высокооплачиваемого художника был стремительным. Его работа «Будущий инок» была куплена императрицей Марией Федоровной, что сделало его популярным живописцем. Его портреты заказывают государи, князья, патриархи и артисты.
С 18 лет Николай зарабатывал на жизнь своим трудом и отказался от финансовой помощи Рачинского, хотя они поддерживали теплые отношения на протяжении всей жизни. Средства, полученные от продажи работы «Воскресные чтения в сельской школе», позволили ему поехать в Париж для обучения у мастеров Кормона и Коларосси, а затем посетить Германию и Италию.
В 1903 году он закончил Академию художеств, в 1905 получил звание академика, а в 1914 стал действительным членом Академии художеств. Не приняв Октябрьскую революцию и новое правительство, он не поддерживал изменения, которые разрушали традиционный уклад жизни и русскую культуру.
После революции он продолжал участвовать в выставках, но в 1921 году по приглашению друга Сергея Виноградова уехал в Ригу, где жил до 1941 года.
В апреле 1941 года его картина «Пастушок Прошка» участвовала в выставке в Москве, что стало его последней прижизненной выставкой. Война, оккупация и болезни сократили его жизнь. С первой женой Натальей Антоновной он расстался в 1921 году, но их отношения остались теплыми. Позже его спутницей жизни стала Антонина Максимилиановна Эрхард, с которой он обвенчался в 1932 году.
Во время Великой Отечественной войны он находился на оккупированной территории Латвии и продолжал писать портреты. В 1944 году художник тяжело заболел и лечился в берлинской клинике. Он скончался 19 февраля 1945 года в Берлине и был похоронен на Русском православном кладбище Тегель.