Дворцово-парковый ансамбль Знаменка в Петергофе
Недалеко от парка «Александрия» притаилась роскошная усадьба, признанная памятником паркового искусства XVIII–XIX веков. Здесь раскинулись живописные сады, а дополняют это великолепие пышный дворец в стиле необарокко, Петропавловская церковь, увитый плющом домик садовника, напоминающий английский коттедж, и оранжереи.
Дворцово-парковый ансамбль усадьбы начал формироваться в 1755 году, когда участок земли, который менял хозяев как перчатки, приобрёл генерал-фельдмаршал, а по совместительству и фаворит императрицы Елизаветы Петровны Алексей Григорьевич Разумовский. Именно по его велению здесь возводят Знаменский дворец, при этом устойчивого мнения по поводу того, из-под чьей лёгкой руки вышел этот шедевр, до сих пор нет. Однако предполагают, что над дворцом трудился сам Бартоломео Франческо Растрелли — яркий приверженец елизаветинского барокко и автор красивейшего Зимнего дворца, в стенах которого ныне работает главный музей города на Неве. Кроме того, именно во времена, когда владельцем имения являлся фельдмаршал, при усадьбе разбили великолепный парк.
Следующим владельцем Знаменки стал сенатор и директор Ассигнационного банка Мятлев — он также проявил большую инициативу при развитии усадьбы и вложил немалые средства: например, при сенаторе у дворца появляется третий этаж.
Дальнейшая судьба усадьбы связана с именем императора Николая I: в 1835 году 11-й Всероссийский император приобретает Знаменку для своей супруги и первым же делом присоединяет имение к соседствующему заповеднику готики — парку «Александрия». Естественно, не обошлось без создания системы дорог и аллей, а по велению императора дворец претерпевает некоторые метаморфозы. В первую очередь изменения коснулись фасада — его украшают в стиле барокко, а далее одевают в камень деревянные флигели. Кстати, проектом этой модернизации занимался Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Петродворец, Санкт-Петербургское ш., 115
В 1865 году хозяином Знаменки стал великий князь Николай Николаевич, который также решил приложить свои руки к облику дворца и усадьбы. Ну а за изменения взялся архитектор Боссе — он придал новый художественный акцент зданию и спроектировал ряд построек на территории. Из-под руки Боссе вышли конюшни и кухня, дом для охотника и псарня, а также оранжереи и дом садовника. Большинство построек исполнили в стиле барокко, но, например, дом садовника и охотника больше напоминает традиционный английский коттедж — его стены из терракотового кирпича укутывает поросль плюща, что ещё более навевает ассоциации с архитектурой Туманного Альбиона. В оранжерейном комплексе было обустроено печное отопление, что позволяло выращивать здесь даже ананасы, также здесь высаживали растения для будущего оформления парка.
Не стоит забывать и про живописный парк при усадьбе, который разделяется на манер русского Версаля на Верхний и Нижний сады со множеством аллей. В Верхнем саду расположены Большой и Малый пруды.
Естественно, процесс увядания усадьбы был запущен аккурат после революции, когда во дворце разместилась детская трудовая коммуна, а в дальнейшем дворец перешёл в ведение Ленинградского сельскохозяйственного института — пышные залы превратились в аудитории, часть задний стала общежитиями, а сады как по волшебству преобразились в грядки и учебные поля. А добили её во время войны.
До недавнего времени Знаменка была пансионатом ГУП «Пассажиравтотранс», пока в 2010 году его не закрыли. На сегодняшний день дворец сохранился весьма неплохо, а вот прилегающие постройки оставляют желать лучшего.