14 августа 1248 года в Кёльне был двойной большой праздник. После праздничной мессы в честь дня Вознесения блаженной Девы Марии перед огромной толпой горожан архиепископ Конрад заложил первый камень долгожданного городского собора, и объявил о полном отпущении грехов каждому, кто внесет свой посильный вклад в его строительство.
Уже давно были переданы городу изъятые у миланского монастыря святыни для будущего собора - останки Святых волхвов, для которых мастера города изготовили великолепный реликварий из золота и серебра.
Народ ликовал! Каждый житель понимал, что теперь его жизнь круто изменится в лучшую сторону - шутка ли, иметь свой кафедральный собор! Толпы паломников будут приходить в город, принося доходы мелким лавочкам, городскому рынку, многочисленным ремесленным мастерским, харчевням, гостиницам и ночлежкам. И даже городским ворам.
Но больше всех радовался, конечно, сам архиепископ: как вырастет его, и без того немалое, политическое влияние и могущество!
И никто в этой ликующей толпе не знал, что ни они сами, ни их дети и внуки, и даже правнуки не увидят великолепие этого собора.
А если бы кто-то и сказал им, что собор будет строиться 632 года, они ни за что бы не поверили.
В наши дни события этого дня хорошо известны , потому что они подробно описаны в Кельнской королевской хронике.
Кельнский собор изначально задумывался как самый большой христианский храм в Европе. Первый архитектор собора, Герхард фон Риле, по чьим чертежам в основном и шло строительство, за основу чертежей взял знаменитые французские готические соборы - Амьенский и Реймский. Кельнский собор должен был быть таким же величественным, но выше, больше и еще прекраснее, чем они.
Замысел был грандиозен. За первые 70 лет были построены только хоры. В XIV веке появились южные нефы и второй этаж Южной башни, в XV веке - третий этаж башни.
В XVI веке установили кровлю в северной части храма на высоте боковых нефов.
Но даже в недостроенном виде собор производил грандиозное впечатление: колонны, высотой 43,5 м в центральной части (высота примерно 15-этажного современного здания), стройные пилястры, вместо массивных стен, многочисленные стрельчатые арки, каменные переплеты окон, огромные витражи на библейские темы - все вызывало благоговение и трепет.
Однако, строительство было очень дорогим делом и неоднократно прерывалось по финансовым причинам и из-за многочисленных войн, пока в 1531 году совсем не остановилось: Европу охватило протестантское движение, так осуждавшее дорогие церковные работы.
Собор стоял недостроенный и медленно разрушался в течение почти 300 лет.
Наполеон, введя войска в город, выгнал из собора духовенство и устроил в нем склад фуража. Это было прямое оскорбление жителей города и всей германской нации в целом. После изгнания Наполеона было решено достроить собор. Для немцев это стало делом чести.
Были найдены оригинальные чертежи. В 1818г их издали.
В 1842 году строительство собора было возобновлено. Огромные расходы оплачивали прусский король Фридрих Вильгельм IV и Ассоциация строителей соборов, созданная жителями Кельна. Конечно, теперь использовали новейшие технологии XIX века. Поэтому собор относится уже к неоготическому стилю.
15 октября 1880 года строительство было завершено, хотя внутренняя отделка продолжалась еще много лет.
Строительные работы несколько раз еще возобновлялись: В 1906 году обвалилась одна из 24 башен, повредив соседние, а после 1945 пришлось восстанавливать фрагменты собора, поврежденные бомбардировками.
Реставрация храма идет постоянно и сегодня. Ведь 157-метровая высота храма делает это сооружение очень уязвимым перед натиском времени.