ВИГДИС ЙОРТ "ПЕСНЯ УЧИТЕЛЯ"
У Лотты прекрасные отношения с дочерью и внуками, она преподает драматургию и историю театра в Академии искусств, ладит с коллегами, её считают "вдохновлённым и живым преподавателем" и отзывчивым человеком. Поэтому, соглашаясь принять участие в дипломном проекте студента, который хочет снять документальный фильм о нескольких преподавателях, чтобы выявить взаимосвязь между их личными качествами, образом жизни и преподавательским мастерством, Лотта Бёк не предполагает, что она и есть проект.
✍ Одну из лекций, посвященных творчеству Брехта, Лотта заканчивает стихотворением о человеке, который ежедневно собирает деньги для бродяг, чтобы тем хватило на койку в ночлежке и "снег, предуготованный им, падал бы на мостовую" и рассуждениями о том, что нуждающимся не важны мотивы тех, кто помогает.
При этом, себя она доводит практически до невроза, бесконечно анализируя собственные поступки и размышляя, что должна испытывать благодарность за неслучившиеся с ней несчастья и вину за то, что недостаточно сочувствует тем, кто страдает.
Переживая, что одним она покажется "недостаточно", а другим "слишком", Лотта уже думает не о том, что для неё действительно важно, а о том, чтобы "быть хорошей".
Она уверена, что нужно заставить студентов понять актуальность пьес Брехта, но "объясняя и растолковывая, подчеркивая важность отдельных фрагментов, проводя параллели, обобщая и делая выводы", Лотта не задумывается о том, что литература (да и она сама) не так хорошо справляется с объяснением современного мира, как хотелось бы, и не готова признать, что её лекции скучны, что апатия студентов - своеобразный протест против того, что их практически лишили права самостоятельно анализировать тексты.
Лотта Бёк предпочитает считать студентов ничего не знающими и знать не желающими.
✍ В общем, признаюсь: мы с книгой не понравилась друг другу с первого взгляда.
Я увидела двести страниц довольно честных, хоть и не без самолюбования, размышлений о привилегиях и об ответственности, о принятии собственного возраста, о дружбе и об отношениях. И всё это было перечеркнуто рассуждениями о том, что студенты не вправе оценивать преподавателей (читай - не вправе оценивать негативно), потому что "в педагогике студенты ничего не смыслят и понятия не имеют, каково это - обучать современную молодежь основам старой драматургии".
А у Лотты есть университетское образование, она подписывала петиции за запрет ядерного оружия и смягчение миграционной политики, она отправляет пожертвования Обществу охраны природы и «Врачам без границ». Она хороший человек и не может быть плохим преподавателем. И Лотта вцепилась в роль безответной жертвы и не желает от неё отказываться, как бы дорого это не обходилось.
И мне была понятна мотивация Таге Баста, который (обоснованно) обвинил преподавательницу, что её методы устарели и что она лишает студентов возможности делать выводы самостоятельно. Поэтому я готова была закрыть глаза на то, что он ничем не отличается от Лотты и смонтировал свой фильм так, чтобы подтолкнуть зрителей к тем же выводам, которые сделал сам.
И закрыть книгу, не дочитав.
✍ А через пару дней прочла книгу еще раз.
И оказалось, что это удивительно тонкое, но при этом пристальное, ироничное и лишенное снисходительности рассуждение о том, насколько сильно на нас влияют предубеждения и предвзятость, о том, насколько сильно поменилось понятие "частной жизни" в эпоху всеобщей прозрачности и о том, чьми глазами мы "смотрим на себя со стороны".
А еще о том, насколько по-разному можно рассказать одну и ту же историю. И где грань, за которой эта история перестаёт быть правдой, но еще не становится ложью?
И насколько всё просто, если симпатизируешь одной из сторон в конфликте, и как сложно бывает одназначно ответить на многие вопросы, если симпатизируешь обеим сторонам или не симпатизируешь никому.
❓Формально фильм не соответствует заявленной теме и его достаточно сложно назвать документальным, но означит ли это, что он снят без согласия Лотты.
❓Как высказывание начинающего режиссёра соотносится с профессиональной этикой.
❓Может ли фильм быть засчитан как дипломная работа, не говоря уж о показе его широкому кругу зрителей?
❓Что важнее: художественная ценность высказывания или личность автора и его поступки?