? Джозуэ Кардуччи "Избранные стихи" ?
? Кардуччи - наверное, самый значительный итальянский поэт XIX века, новатор итальянской поэзии, сформировавший вокруг себя новую поэтическую школу, имевший огромное количество последователей, дитя своей эпохи был довольно противоречивым лириком: будучи ярым противником романтизма и папства, он стал провозвестником новых поэтических направлений - веризма (итальянского варианта реализма) и декаданса ("Сан-Мартино", "Школьные воспоминания"); и тут же возрождал традиции и дух классицизма, был ревностным почитателем древности и язычества ("Александрия", "Пантеизм", "Эллинская весна"). Кардуччи смело ворвался на поэтический Олимп в 1865 г., опубликовав свой революционный гимн "Сатане", ставший символом борьбы с религиозной догмой, исчерпавшим себя на тот момент романтизмом и свободой мысли и духа. В 1906 г. он стал первым итальянцем, получившим Нобелевскую премию "не только за глубокие знания и критичный ум, а прежде всего за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу, характерную для его поэтических шедевров".
? К достоинствам поэзии Кардуччи стоит отнести его проникновенный лиризм (в особенности в таких шедеврах как "Школьные воспоминания" и "Плач извечный", написанного на смерть своего трёхлетнего сына, в котором он сравнивается с "поникшим стебельком"). Поэзия Кардуччи невероятно живая, читая его стихотворения, ты словно переносишься в реальность описываемого - слышишь шум моря и крики птиц, ощущаешь на коже брызг волн в "Сан-Мартино", до ушей читателя доносится всхрап и фырканье лошадей, ощущения первых каплей дождя и звук грома в "Ностальгии". Наверное, ни один поэт не вызывает настолько сильных реалистических ощущений у читателя. Читая Кардуччи, есть риск расширения сознания - как уже было сказано, поэт - противник всякой догмы, он умело расширяет границы привычного, соединяет различные исторические эпохи, пробуждая в сознании читателя угасшие и тёмные, а может быть и неизведанные области.
? К условным недостаткам можно отнести прежде всего богоборческий, антихристианский характер лирики Кардуччи - для кого-то он вообще может показаться чуть ли не сатанистом. Хотя на самом деле он скорее расширял сферу духа, распространяя её прежде всего на природу, одухотворяя всё вокруг - в этом он был близок к трансценденталистам ("Пантеизм").
? В каком переводе читать Кардуччи: среди его переводчиков - Анна Ахматова и Константин Бальмонт. Рекомендую найти переводы его стихов Архипова (в особенности "Плач извечный" и "Сан-Мартино") - ему в наибольшей степени удаётся передать насыщенную сенсибильность поэтики Кардуччи, её телесность, выраженную реалистичность.
? "Падает снег"
Медленно снежные хлопья падают с серого неба,
улицы словно мертвы – гомон живых замолчал.
Криков торговцев не слышно, грохот умолк экипажей,
песен весёлых любви тоже кругом не слыхать.
С башни высокой несутся в воздухе сиплые звуки
бьющих часов – стонет мир, людям неведомый днём.
В окна стучатся крылами птицы. То – добрые духи
здесь, на примолкшей земле, ищут меня и зовут.
Скоро уже, дорогие (тише, упрямое сердце!),
в вечную тишь я сойду, в тьме гробовой отдохнуть.