#литературный_календарь@mybookland
25 сентября родилась Яна Седова - талантливая художница, иллюстратор детских книг.
Книги с иллюстрациями Яны - произведения искусства. Творческий почерк художницы узнается сразу, но у каждой книги свое особое настроение, цветовая гамма, стиль.
Яна Седова родилась в 1985 году в Москве. В 2010 окончила МГХПА им. Строганова (мастерская А.А. Кошкина). Во время учёбы в 2008 году получила первую премию на Всероссийском конкурсе иллюстрации «Художники Заветной мечты». В 2009 и 2010 вышла в финал международного конкурса в Сеуле с иллюстрациями к произведениям А.С.Пушкина и В. Гауфа. В 2010 году в издательстве «Игра слов» вышла первая книга с иллюстрациями Яны Седовой к повести Эдуарда Веркина «Друг апрель».
Александр Кошкин: Когда я начинал работу в книге, критики называли нас западниками, плохо понимая, что это такое. Такая плеяда талантливых художников, как Геннадий Спирин, Валерий Васильев, Андрей Дугин, в свое время определили лицо нашей книги. Теперь мировое сообщество эту стилистику называют русской книжной иллюстрацией.
Яна Седова сразу поняла две основополагающие вещи: форму и содержание. Работа с акварелью имела естественное продолжение в работе с образами. Я думаю, что она займет в последствии достойное место в пантеоне художников «русской книжной иллюстрации».
Александр Кошкин, заслуженный художник России
– Почему ты решила стать иллюстратором?
– В детстве я рисовала всегда, сидела подолгу над каждой картинкой. А когда пришло время выбирать профессию, решила пойти в книжную иллюстрацию. В книге ты создаешь свой собственный индивидуальный мир, в котором существуют нарисованные тобой герои. Это меня и привлекло. На мой взгляд, профессия, которая доставляет огромное удовольствие, - одна из важных вещей в жизни.
– Что тебе дал институт? Кого считаешь своим учителем?
– Очень многое. Особенно мой педагог А.А.Кошкин. Можно даже сказать, что он научил меня рисовать и видеть в книжной иллюстрации нечто большее, чем просто красивую картинку. Это и эмоции героев, которые заставляют тебя переживать вместе с ними, и символизм, нагнетающий атмосферу, производящий впечатление на зрителя.
–Кто из художников тебе интересен?
– Меня привлекает творчество таких художников как Артур Рекхэм, Эдмунд Дюлак, Эндрю Уайет, фламандский живописец Мёмлинг, немецкий живописец и рисовальщик Гольбейн. Из современных иллюстраторов - А.Кошкин, А.Дугин, Н.Попов, Г.Спирин.
–А что тебе близко в творчестве этих четырех художников?
– Поражает владение техникой у Дугина и Спирина, у Попова очень нравятся офорты, у Кошкина – колорит и завораживающие образы.
–В начале разговора ты сказала, что тебе нравится в иллюстрации создавать свой собственный мир. Как это сочетается с текстом, с которым ты работаешь?
– Далеко отступать от текста не всегда возможно, но всегда можно по-своему придумать характер персонажа, обстановку, детали. Писатель изначально задаёт своим произведением общее настроение. Я стараюсь своими иллюстрациями соответствовать тексту.
– А чему именно соответствовать? Что ты выбираешь в тексте, на чем сосредотачиваешься?
– Если текст подразумевает что-то мистическое – хочется придумать то, чего нет на самом деле, а если текст романтический, то хочется сосредоточиться на рисунке, сделать его более одухотворённым.
Например, иллюстрации к Гоголю – в них многое построено на тенях, сфумато. Такое впечатление произвел на меня текст.
– Какую задачу ты ставишь перед собой работая над книгой: заворожить, растрогать, заинтриговать или объяснить читателю, что тебе самой показалось наиболее интересным в тексте?
–Пожалуй, заворожить, увлечь, погрузить в этот мир, чтобы читателю не хотелось выходить оттуда.
– В твоих иллюстрациях нередко чувствуется минорное настроение… Почему?
– Наверное, сейчас такое моё внутреннее состояние. В основном я сама отбирала произведения для иллюстрирования, и получается, что среди них не было каких-то особенно жизнерадостных текстов. Но не исключаю, что однажды этот период закончится. Или попадётся что-то бодрое, радостное, над чем захочется поработать.
– Работа над какой книгой принесла тебе удовлетворение и почему?
– Думаю, мой дипломный проект – книга «Тысяча и одна ночь». Меня не ставили в рамки, не говорили что это должно быть только для детей или только для взрослых. Мне нравилось продумывать различные детали, шрифт. Во всём заложен свой смысл.
– Довольна ли ты тем, что тебе предлагают издательства и что бы ты сама хотела осуществить?
– Пока у меня вышла одна книга, над второй работаю сейчас и могу сказать, что довольна издательскими предложениями. Видимо, издатели внимательно смотрели моё портфолио. А самой хочется продолжить работу над книгой «Тысяча и одна ночь». Это неисчерпаемая тема, её можно делать бесконечно.
__________________________________