29 февраля 1920 года родился писатель Фёдор АБРАМОВ: «Я пишу не о деревне, я пишу о России...»
«Я родился в деревне, в крестьянской, в самой что ни на есть распатриархальной семье. Сегодня все кому не лень по поводу и без повода пинают патриархальную старую деревню. Как это можно? Да это же наша мать родная. Все мы с вами, здесь сидящие, и не только мы, все народы мира вышли из деревни. А Россия, как здесь очень хорошо говорил мой друг Солоухин, деревне обязана больше, чем кто-либо. Русская деревня – это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык.
Лев Толстой за образец для себя в течение всей жизни ставил патриархального крестьянина. Заблуждение? Возможно. Но ведь патриархальный крестьянин – это тот человек, который жил по законам совести, по самым высшим неписаным законам, к которым на протяжении всей своей истории стремится человечество. Это человек – я имею в виду тип старого крестьянина, – который руководствовался одной-единственной заповедью: жить без работы, не работать – это великий, самый великий грех.
Моей Архангелогородчине, откуда я, – краю лесов и белых ночей – Русь обязана особенно. С Севера пролился на Россию свет учёности. В мужицкой котомке Михайло Ломоносов принёс свет учёности на Москву.
И мой первый, самый первый, самый низкий поклон сегодня – моей родной земле, земле очень скудной на урожаи хлеба, но земле очень богатой на слово, на художественное слово, которое двигает народы, которое двигает материки, которое управляет землёй.»
Фёдор Абрамов
29 февраля 1980
Фёдор Абрамов – один из немногих русских писателей, кому довелось при жизни рассказать всю правду о русской деревне. Его романы в свое время были подобны взрыву.
Фёдора Абрамова по праву можно назвать художником слова о русском севере. Его роман-эпопея «Пряслины» включает 4 книги: «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом». В них образно переданы все тяготы, которые пришлось пережить жителям деревни во время Великой Отечественной войны: голодные годы, похоронки и тяжелые рабочие будни. Абрамов показал, что в тылу жилось не легче, чем воевалось на фронте. Бои за урожай, спасение от пожаров... И всё это – руками женщин и стариков. Можно даже сказать, что их подвиг не меньше, чем подвиги солдат-воинов.
Последние годы Фёдора Александровича Абрамова были посвящены работе над «Чистой книгой» – произведением, которое должно было стать лучшим из всего, когда-либо написанного Абрамовым. «Чистая книга» – первый роман из задуманного Фёдором Абрамовым авторского цикла, посвящённого раздумьям о судьбе России, поискам, почему её постигла такая судьба. Вместе с тем книга должна была рассказать о стране в разные периоды время её развития : о людях, их быте, характерах, нравах, обычаях, – показать живую, самобытную Русь, Русский Север, со всеми его сложностями, радостями, проблемами.
Роман был задуман ещё в 1958 году как книга о гражданской войне на Пинежье. 14 ноября 1964 года в дневнике Абрамова появилась запись о «целой серии книг». В 1978 году писатель снова возвращается к мысли о трилогии: «Первая книга – Россия перед революцией, вторая книга – Россия в гражданской войне, третья – 37-й год. Резня. Контрреволюция. Самодержавие в пролетарских одеждах». Материалы Абрамов собирал 25 лет: архивы, газетные статьи, письма, разговоры со старожилами.
Незаконченный роман «Чистая книга» был опубликован уже после смерти писателя в журнале «Нева», 1998 г., №11.
#ФёдорАбрамов#ПоЧИТАТЕЛИкниг