Эта#скульптура скромно притаилась в тихом сквере в самом начале Новой Басманной улицы. Пожилой бородатый рабочий задумчиво смотрит в сторону выхода из метро#КрасныеВорота и явно чувствует себя чужим в Москве. Хоть и сидит здесь вот уже 90 лет. В 1929 году выдающийся русский и советский скульптор Иван Дмитриевич#Шадр (настоящая фамилия Иванов) получил заказ от Управления коммунального хозяйства г.#Москва увековечить память пролетариев — сезонных рабочих, стекавшихся при «проклятом царизме» в Москву на поиски заработка. Лермонтовская площадь была выбрана для этого памятника не случайно: именно здесь, в одном из корпусов нынешнего здания#РЖД, до 1920-го года располагалась биржа труда, собиравшая тысячи рабочих со всей России.
Скульптор взялся с за дело с чувством: выходец из многодетной семьи столяра из городка#Шадринск, он сам не раз выезжал на заработки в Москву и Петроград, так что непонаслышке знал об этой стороне жизни. По слухам, в скульптуре он изобразил собственного отца. Позже, когда при поддержке И.Е.Репина он окончил нанкт-Петербургское Театральное училище, скульптор сменил фамилию на Шадр, решив таким образом увековечить родной город.
Несмотря на огромный талант, некоторым творениям Шадра не везло: его знаменитая скульптура «Булыжник — орудие пролетариата» после перестройки была сослана в#Музеон, всемирно известная «Девушка с веслом» ещё до войны была объявлена чересчур эротичной и уехала из Парка Горького в#Луганск, а грандиозный проект «Памятник мировому страданию» (1915) и вовсе не состоялся.
Так что сомнения на лице гранитного рабочего в сквере на Лермонтовской площади, прозванного в соцсетях «памятником гастарбайтеру», выглядят вполне обоснованно.
Тем более, что в наши дни на гигантские стройки Москвы стекаются рабочие преимущественно не из России.