Немногие знают, что у знаменитой мхатовской чайки есть автор и история появления. В 1902 году в память о своем друге молодости, талантливом живописце Исааке Левитане, архитектор Федор#Шехтель, реконструировавший здание МХАТа в Камергерском переулке, выбрал в качестве эмблемы этого московского театра чайку, раскинувшую крылья над волнами. Ее эскиз принадлежит именно перу гениального Шехтеля.
Образ этой птицы родился у Федора Осиповича не случайно. Он вспомнил, что в 1894 году другой его приятель, Антон Чехов, отправился навестить Левитана, получив известие об очередной попытке самоубийства живописца. Тот встретил друга в добром здравии, но с эффектной черной повязкой на голове. Хозяйка имения, Софья Кувшинникова, с которой у художника был сложный роман, нежно за ним ухаживала. Чехов счел ситуацию театральной инсценировкой и потребовал объяснений. Раздосадованный Левитан, сорвав повязку и схватив ружье, вышел к озеру. Прогремел выстрел. Через некоторое время художник вернулся, бросив к ногам дамы убитую чайку. Смерть птицы долго не давала покоя Чехову, он использовал этот сюжет в рассказе «Тяга на вальдшнепов» и пьесе «Чайка». Ну, а впечатленный Шехтель спустя годы сделал чайку эмблемой театра.
«Чайка, убитая Левитаном на охоте и брошенная к ногам Кувшинниковой, становится “Чайкою” чеховской; Шехтель делает из нее эмблему, кокарду, “галочку”, пришпиливает ее к занавесу театра, как бабочку в кляссер, как брошку на лацкан. Такая уж работа: переводить на плоскость, ничего зазорного. Это блистательное умение сделать из чувства вещь, из жизни — жест завораживает, словно имеешь дело с фокусником», — пишет Николай Малинин в своей книге «ФИНЬ-ШАМПАНЬ И ЧЕХОНТЕ».
#МаленькиеИстории#Москва#Левитан#Театр#МХАТ#МосковскиеЗаписки