Серия картин "Легенда о принцессе Алтынчеч и девушках воительницах." Булата Гильванова, художника из Елабуги.
Ниже - комментарий самого автора.
"Образы благородных девушек – воительниц и их предводительницы дочери булгарского царя оставили глубокий след в народной памяти. Сохранилось немало преданий, воспевающих благородство, жертвенность, преданность и красоту булгарских женщин. В этих легендах девушки – воины борются против иноземных захватчиков, стремящихся поработить их родную страну. Почти во всех легендах на эту тему фигурирует Тамерлан, живший в 14 веке и разоривший всю Центральную Азию и Поволжье, однако большинство из них уходит корнями в период борьбы Булгарии с монгольским нашествием в 13 веке, а имя Тимура является результатом более позднего изменения.
После разгрома города Булгара Тамерланом, говорится в легенде «Сорок девушек», они во главе с дочерью булгарского царя, переодевшись в военную одежду и доспехи, направились в Биляр и стали охранять город. Когда пришел Хромой Тимур, они погибли, сражаясь с врагами. Там их и похоронили, а место захоронения этих девиц – воительниц называется теперь «Кызлар зиараты»(девичье кладбище).
В другой легенде рассказывается о том, что в булгарском городе Марджан жили 12 красивых и умных девушек. Когда шла война за Биляр, они громко проклинали врагов и тем самым ослабили их мощь. Дочь булгарского царя с двенадцатью девушками устроили врагам западню. Но силы были неравны. Спасаясь от врагов они поскакали на быстрых конях в город Марджан. Но и город Марджан был разгромлен и превращен в пепел. Враги пленили 12 девушек и заставили их возводить гору недалеко от Биляр. Враги хотели их закопать живьем на вершине этой горы. Но тут 12 девушек превратились в 12 звезд и вознеслись на небо.
Прекрасная легенда о булгарской царевне записана со слов старожила А. Ахунзянова из села Шемардан Сабинского района. Билярский хан Абдуллах, - говорится в ней, - при взятии города Булгара Тамерланом вместе со своими детьми, женой и ближайшими родственниками затворился в одной из каменных построек столицы.
Завоеватель приказал завалить здание бревнами и поджечь его. Все спрятавшиеся погибли, за исключением младшей дочери хана, считавшейся самой красивой и умной девушкой в городе. Она сумела выбраться наружу через отверстие в крыше здания. Тимур, увидев ее в белом одеянии, бесстрашно стоящей перед языками пламени, был поражен смелостью, решительностью и необычайной красотой девушки и тут же велел потушить огонь. Когда шум огня затих, он во всеуслышание заявил, что сделает ее главной женой и что она будет украшать его юрту. Но царевна ответила, что скорее бросится вниз головой, чем согласится стать женой завоевателя и убийцы. Разъяренный Тамерлан приказал привести к нему двух ее братьев, взятых в плен и приговоренных к казни. Дочь булгарского хана, увидев братьев в колодках на шее, сильно побледнела и прокричала завоевателю, что она согласна стать его женой, если он на ее глазах отпустит братьев на свободу и даст им лучших коней. Тимур, желавший во что бы то ни стало овладеть красавицей и потерявший от нее разум, тут же освободил пленников и сам подвел к ним двух быстрых скакунов. Булгарские царевичи взлетели на них и, бросив прощальный взгляд на младшую сестру, исчезли из поля зрения. Дочь же булгарского хана бросилась вниз головой на догорающие бревна. Два брата ее добираются до северных районов Булгарии и на берегу реки Казанки основывают город Казань.
Приведенная легенда в дальнейшем переливается в предание «Янмый торган кыз» (девушка, которая не горит) и в легенду о казанской царице Сююмбике, которая якобы покончила с собой, бросившись с башни после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Так, спустя много столетий, возрождается легенда о булгарской царевне. Это говорит о непрерывности культурной традиции и показывает направление, в котором происходит связь поколений и формирование исторической памяти нашего народа.
В этих легендах о девушках – воительницах дочь булгарского хана часто носит красивое имя Алтынчеч. В одной из легенд, преследуемая врагами, она замуровывает себя и все сокровища ханской казны в пещере. Она не умирает и до сих пор охраняет вход в пещеру. Ее возвращение связывается в народном сознании с возрождением булгарской земли. Образ Алтынчеч – символ несгибаемой воли народа и символ надежды на возрождение. Образ Алтынчеч является одной из самых замечательных жемчужин в сокровищнице народной культуры.
В серии картин «Алтынчеч и сорок девушек» была поставлена задача возрождения этого образа на новом витке развития нацинальной культуры. В этих картинах я стремлюсь путем достоверной реконструкции костюмов, вооружения и украшений – всей материальной среды того, казалось бы, далекого времени с реалистичными портретами и пейзажем, максимально приблизить легенду и историю к современности, чтобы зритель почувствовал реальность и свою причастность к истории."