Два натурщика – один образ.
По своему темпераменту и мировоззрению художник Жан Дезире Гюстав Курбе просто обязан был стать фигурой выдающейся, ведь с самого детства он явно выделялся из числа сверстников. На все вопросы Курбе всегда находил собственные весьма оригинальные ответы и решения принимал самостоятельно.
Приехав по настоянию отца в Париж учиться на юриста, неутомимый Гюстав сразу же ознакомился с картинами из луврской коллекции и без лишних раздумий отправился набираться ума-разума по художественным мастерским. Уверенный в силе своего таланта, он очень быстро освоился на поприще живописца, и первая же его работа «Автопортрет с чёрной собакой» была в 1844 году принята Парижским салоном.
Перед зрителем предстает красивый молодой человек, во взгляде которого читается толика высокомерия. Он сидит, облокотившись о скалу и сжимая в руке деревянную трубку, одетый по богемной моде того времени. Даже поза его горделива, а подбородок вызывающе приподнят.
За его спиной — книга и трость, а под боком — верный пес. Черный, словно смоль, спаниель смотрит на зрителя исподлобья, выжидающе. Глядя на художника и его собаку, нельзя не согласиться с известным выражением о схожести животных и их хозяев. Образы их будто перекликаются между собой, вторят по цветовой гамме и настроению.
Природная нежность и гармония заднего плана противопоставляются темным тонам, в которые окрашены одеяние человека и шерсть пса. Глаза обоих одинаково полны черноты и гордости.