Толстовский дом, владение героя Шипки
Сдержанный и лаконичный фасад этого здания можно назвать одним из эталонных образчиков северного модерна. И это неудивительно, если вспомнить, что строил его Федор Иванович Лидваль — архитектор, чье имя ассоциируется с лучшими образчиками этого стиля в Санкт-Петербурге.
Михаил Павлович Толстой, первый владелец дома
Неофициальное название этого дома — «Толстовский» — произошло по фамилии его первого владельца, графа Михаила Павловича Толстого. Будущий домовладелец прославился в битве при Шипке в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 годов, где командовал передовыми позициями. «За меловой площадкой — ложементы и батареи «Святого Николая». Тут я первый раз увидел одного из мужественных защитников этой вершины, графа Толстого, которому много обязаны за 9 и 11 августа. Это высокий и стройный воин. Красивое, загорелое и окуренное пороховым дымом, лицо его весело выглядывало в сумраке ночи, трудно было узнать в этом боевом офицере петербургского джентльмена», — писал о нем журналист Василий Немирович-Данченко (старший брат великого режиссера).
Толстовский дом в 1912 году
Все графы Толстые, сколько их ни было, вели свой род от сподвижника Петра Великого — Петра Андреевича Толстого. Потому неудивительно, что Михаил Павлович приходился родственником (хоть и неблизким) и Льву Николаевичу, и Алексею Константиновичу, и многим другим носителям той же фамилии. Жена его, урожденная княжна Васильчикова, также в каком-то смысле могла прихвастнуть родством: отец ее был секундантом на последней дуэли Михаила Лермонтова. В Петербурге чета жила в доме страхового общества «Россия» на Моховой улице, известном нам по фильму «Собачье сердце». Строил его Леонтий Николаевич Бенуа, чьим учеником и был Федор Лидваль. Не исключено, что именно Бенуа посоветовал Толстому своего способного младшего коллегу, когда граф замыслил строительство доходного дома — а впрочем, к тому моменту Лидваль уже вполне состоялся в профессии и в рекомендациях не нуждался.
К работе архитектор приступает в 1910 году. Перед ним стоит непростая задача: дом предстоит возвести на узком и длинном (и притом изогнутом) участке. Классическая схема строительства доходного дома в Петербурге предполагала создание главного корпуса с отделанным фасадом, выходящим на дорогу, и череды флигелей во дворах. К концу XIX века в моду вошли дворы-курдонёры: в этом случае фасад отступал внутрь от тротуара, образуя парадный двор. Это позволяло вместить большее число квартир с окнами на улицу — а так как подобные квартиры стоили дороже, домовладелец мог получать больше денег с арендаторов.
План-схема Толстовского дома
В случае с Толстовским домом Лидваль отступает от обоих канонов: фактически он создает новую улицу, по бокам которой высятся стены шестиэтажного здания. Улица эта делится внутренними арками на три части — три двора, каждый из которых является парадным. Все они оформлены в едином стиле с двумя фасадами, выходящими на набережную Фонтанки и на Троицкую улицу (ныне Рубинштейна). В результате городской фланёр, забредший во дворы дома, не чувствовал себя «на задворках» — он двигался меж строгих и элегантных стен с аккуратным декором. Трехчастное деление арок отсылает нас к архитектуре Ренессанса, но в остальном Толстовский дом — весьма характерный образец северного, холодного и изящного, модерна. Стены нижних двух этажей отделаны красным кирпичом, выше до самой крыши оштукатурены. Еще одним материалом, который использовал Лидваль, стал тесаный известняк — из него, например, выполнены пилястры на арках.
Для своего времени Толстовский дом был весьма современным: здесь имелся водопровод, канализация, к дверям квартиры жильцы поднимались на лифтах, а для стирки белья была предусмотрена прачечная. Естественно, что каждая квартира была оборудована выходом на черную лестницу — по ней можно было попасть в один из двух непарадных дворов, пролегающих по бокам участка. Дом был предназначен для жильцов различного достатка: богатые могли выбрать роскошные хоромы, люд победнее вселялся в жилье поскромнее. Заметим, что сами владельцы сюда так и не вселились, удовлетворившись привычным жильем на Моховой.
Граф Толстой владел домом недолго: через год после окончания строительства он умирает в Лозанне. Здание переходит в руки его вдовы, которая и владела им вплоть до национализации, случившейся в 1918 году. За то столетие, что дом стоит в центре Петербурга, здесь жили писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, поэт Евгений Рейн и певец Эдуард Хиль, скульптор Михаил Шемякин и другие известные личности.