Спб, 18.07.23
▪Герман Рыльский, Тамара Рыльская «Гретель и ее бесы»
▪Жанр: ретеллинг
Кажется, нам нужен ещё один психолог
«Гретель и ее бесы» — сказка, далеко ушедшая от своих каноничных мотивов. На отечественном рынке достаточно мало качественных ретеллингов зарубежных сказок. Но теперь в когорту качественно написанных и изданных, помимо нескольких изданий от МИФ, «Битвы за Лукоморье» и «Финиста – Ясного сокола», можно отнести и интерпретацию Гензеля и Гретель.
В этой книге немало минусов, которые будут перечислены ниже, но критерий качества в жанре все-таки выделяется из работы авторов с оригиналом и тем, насколько показана эта «изнанка» сказочного бытия... По атмосфере книгу можно сравнить лишь с работами Джеральда Брома. Прослеживаются та же мрачность и схожие темы.
Немного о сюжете — в нем Гретель и её брат Гензель оказались единственными выжившими детьми, которые спаслись от Марбахского убийцы. По крайней мере, так считает полиция и местные жители. Что произошло в реальности — куда страшнее. Но жутким рассказам Гретель никто не верит — из-за них ее даже считают городской сумасшедшей; а ее брат после всего пережитого не может произнести и нескольких слов чтобы подтвердить версию сестры.
В книге две сюжетные линии и два временных отрезка — это 1909 и 1919 год. В первом из них показан Марбах, напоминающий Германию начала XX века, в котором обитают ведьмы и демоны. Сюрреализм происходящего не укладываются в жанровый шаблон. Сказка про ведьму из пряничного оборачивается детективным триллером.
Вторая сюжетная линия повествует о Гретель в ее двадцать четыре. Она решает дать интервью писателю о событиях десятилетней давности. Она проходит сеансы терапии у психолога (в книге он же психиатор и психотерапевт), чтобы восстановить ход событий давно минувших дней. Вспоминаются «Герои книг на приеме у психотерапевта». Но в целом эта концепция с психологом кажется более современной, чем рамки событий.
Необходимо добавить, что Гензель «из прошлого», очень колоритный персонаж; у него острый язык и сильный характер. Что касается Гензеля во взрослом обличии, автор его не показывает читателю ни разу! Пусть авторы в самом начале и говорят, о том, что у него появились некоторые отклонения в психике. Но все так и остается до конца. А такую линию можно было развить даже беря простейшую проблему с речью. Этот момент достаточно сильно влияет на рецензию. Остальные минусы не так глобальны по сравнению с этим упущением.
Несмотря на то, что аннотация книги захватывающая, сюжет и его развитие достаточно интересные, а за потрясающее оформление на издательство можно начать молиться, нельзя обойти стороной то, что в моем блокноте написано под словом «минусы». Большая часть из них относятся к концовке. Потому что:
«Когда я дочитала книгу, сердце захлопало в ритме последних страниц. Видимо, оно тоже было настроено узнать финал» ?
Финал здесь слитый. Рояли в кустах, как грибы после дождя, начали вылезать после того, как Гретель узнала тайну, связанную с ее отцом. Сцена с домиком на дереве и Джеком вообще легко вынимается из произведения — она лишняя. Как и сам тыквоголовый герой Джек. Финал грешит и мотивацией нескольких героев: ведьмы, отца и самой Гретель. Невольный вопрос «ради чего»? Надеюсь, те кто читал, поймут о каком моменте идет речь.
_______
Читали новинку?