Из коллекции | Куриозный фонарь
Перед вами - редкий экземпляр “Волшебной лампы” (Laterna Magica) или, как его называли в России, "куриозного фонаря" – одного из первых в мире серийных диапроекторов и пластинок к нему, выпущенного в 1866 году Фабрикой Оптических и механических товаров Эрнста Планка (Ernst Plank Fabrik Optischer und Mechanischer Waren) из г.Нюрнберга (Германия). Фабрика Планка считалась лидером по производству технологических игрушек того времени – диапроекторов, паровых машин, оптических приборов – именно благодаря ей Нюрнберг во второй половине XIX века стал вторым по величине центром игрушек в Европе. Изделия Эрнста Планка отличались изысканным дизайном, использованием отличных материалов и высочайшим качеством, благодаря которому многие из них исправно работают до сих пор. В состав набора из коллекции “Маленьких историй” входит собственно диапроектор, керосиновая лампа к нему, набор слайдов, а также оригинальная упаковочная коробка с эмблемой.
Как ни странно, диапроекторы и фильмы к ним появились не только раньше кинематографа, но даже задолго до изобретения фотографии - аж в XVII веке. В 1646 году монах-иезуит Афанасий Кирхер описал «волшебный фонарь» в своей книге «Магическое искусство света и тени». Доподлинно не известно, был ли сам Кирхер изобретателем этого прибора или только дал его описание. Есть версия, что изобретателем его мог стать голландский физик Христиан Гюйгенс, а Кирхер лишь популяризировал и усовершенствовал его.
Впрочем, принцип действия "волшебного фонаря" или диапроектора остается неизменным: картинки через специальную оптико-механическую цепь, позволяющую увеличивать и перемешать изображение, проецируются на какую-либо светлую поверхность. В качестве источника света сначала использовали свечу, затем её заменил масляный фонарь. Рисунки наносили на кусочки прозрачной слюды, позже стали использовать стекло.
В XVIII веке «Волшебный фонарь» был одним из самых популярных домашних развлечений . Известно, что Вольтер обожал развлекать гостей собственноручно нарисованными картинками, причем чаще всего он показывал сюжеты о своих политических противниках. Одна из современниц великого мыслителя упоминала, что Вольтер постоянно ходил с обожженными пальцами — по рассеянности он нередко опрокидывал себе на руку лампу «волшебного фонаря», когда поправлял фитиль.
Россия не была исключением — здесь «волшебный фонарь» был также весьма распространен в богатых домах. Еще в 1756 году газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала, что на Васильевском острове устраиваются платные сеансы просмотра «волшебного фонаря»: «У трактирщика Карла Цедера можно видеть куриозный фонарь, который охотникам показывать будет ежедневно по вечерам с начала до исходу 9 часа, а за смотрение сего фонаря каждая персона платить имеет по 10 копеек… охотникам объявляется, что оный фонарь продан быть имеет”.
Таким образом, к концу XIX века диафильм уже занял прочное место в жизни людей. Когда ученые изобрели сплошную фотопленку с желатиновым покрытием, стало возможным устраивать массовые показы — чаще в развлекательных, реже в просветительских целях. В то время эти сеансы назывались «туманными картинами», а сам сеанс заключался в том, что ведущий менял на экране картинки, а кто-нибудь сопровождал показ комментарием или чтением вслух. Позже, уже перед самой революцией, стали выпускать диафильмы со специальными брошюрами с «разъяснительным» покадровым текстом. Собственно, и сами слова «диафильм» и «диапроектор» (приставка «диа» означает «сплошной, от начала до конца») появились примерно в то время. После революции и гражданской войны практику применения диапроекторов постепенно возродили. Появление диапроекторов было связано с необходимостью нести пропаганду в самые отдаленные уголки страны. Неслучайно первый советский диапроектор назывался «Избач» – так именовалась должность руководителя «красной избы» или «избы-читальни», основного культурного учреждения в глухих деревнях.