Мережковские, Бунины и Брики: 3 истории полиамории из СССР
Как известно, в СССР секса не было. Однако наши герои с этим стереотипом вряд ли бы согласились — они были на передовой сексуального раскрепощения страны
Советский период истории нашей страны славится ханжеством, но начиналось все иначе, ведь большевики совершили не только политическую, но и сексуальную революцию.
«Бунт чувственности», как этот процесс называл Владимир Ленин, считался неизбежным и регламентировался даже на государственном уровне. Еще в 1904 году вождь революции писал: «Раскрепощение духа чувственности, энергии, направленной не на псевдосемейные ценности, поможет выплеснуть этот сгусток на дело победы социализма». А уже на третьем съезде партии Владимир Ильич высказал необходимость разработать теорию межполовых отношений.
При этом Ленин был уверен, что семья изжила себя как институт. «Все запреты о вопросах интимного характера надо снять», — говорил он. Это утверждение касалось и полиамории, или этичной немоногамии. 1920-е годы стали расцветом полиамории, который продлился недолго. «Вокруг света» рассказывает о знаменитых полиаморах прошлого века.
Лиля и Осип Брики + Владимир Маяковский
Это, пожалуй, самая известная троица, жившая как «шведская семья» (кстати, это словосочетание возникло также в СССР). Лиля Брик буквально олицетворяла новую свободу нравов. Когда девушка познакомилась с Маяковским в 1915 году, она уже была замужем. Через три года Брик призналась супругу, что влюблена в поэта, и попросила его разрешить Маяковскому переехать к ним.
Отказывать Осип Брик не стал — оба влюбленных в Лилю мужчины были не против вступить в полиаморный союз. Тем не менее позже пострадать им пришлось знатно — в особенности, конечно, Маяковскому. Поэт Андрей Вознесенский вспоминал, как Лиля Брик описывала детали их интимной жизни: «Я любила заниматься любовью с Осей, ведь у него был огромнейший фаллос. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и горько плакал…»
Маяковский неоднократно делал попытки закончить такие отношения, однако Лиля его не отпускала. По итогу поэт начал полностью обеспечивать семью Бриков. Он даже купил им машину — по тем временам это был крайне дорогой подарок.
Так прошло 15 лет. Лиля продолжала менять любовников, Осип также общался с новой возлюбленной, а Маяковский мотался по заграницам в попытке выкинуть из головы губительную привязанность.
В 1925 году Брики развелись, а спустя пять лет Маяковский покончил жизнь самоубийством — в предсмертной записке он назвал Лилю Брик своей семьей и попросил ее любить его вечно.
Иван Бунин + Вера Муромцева + Галина Кузнецова
Писатель и лауреат Нобелевской премии Иван Бунин почти 30 лет состоял в браке с образованной девушкой из дворянской профессорской семьи Верой Муромцевой. Но в течение семи лет в этом союзе состояла и начинающая писательница Галина Кузнецова, которую 56-летний Бунин встретил в 1926 году.
Вскоре девушка ушла от супруга, а затем переехала во французский город Грас на виллу «Бельведер», где жили Бунины. Сначала писатель не предполагал полиаморных отношений и представил Галину как простую ученицу. Впрочем, Муромцева узнала об измене, но смогла пережить ее.
«Я поняла, что не имею даже права мешать Яну любить, кого он хочет, раз любовь его имеет источник в Боге. Пусть любит Галину… только бы от этой любви ему было сладостно на душе», — писала Муромцева в дневнике.
Спустя некоторое время семья Буниных обеднела. Вера писала, что ей даже приходилось делить одежду с Галиной. Кузнецова же впала в депрессию и начала думать о будущем отдельно от Буниных. В 1933 году они втроем приехали в Стокгольм на вручение писателю Нобелевской премии, а на обратном пути Кузнецова познакомилась с оперной певицей Маргой и осталась с ней. Вера Муромцева прожила с мужем до смерти Бунина в 1953 году.
Дмитрий Мережковский + Зинаида Гиппиус + Дмитрий Философов
Основоположники русского символизма Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус поженились в 1889 году. Они осознанно поставили перед собой цель видоизменить и расширить представления о счастливом браке.
Мережковский проповедовал «тройственное устройство мира» — по его мнению, на смену христианству должно было прийти царство Третьего Завета. Исходя из такого мировоззрения, супруги планировали сделать брак открытым и даже создать что-то по типу коммуны. И у них практически получилось.
Гиппиус в первые же годы после свадьбы начала заводить отношения как с мужчинами, так и с женщинами. Среди ее избранников был и Дмитрий Философов — редактор литературного отдела журнала «Мир искусства».
В 1901 году Мережковский, Гиппиус и Философов совершили обряд венчания: читали молитвы, пили вино из одной церковной чаши, менялись нательными крестами и целовались. В течение следующих 16 лет подобный ритуал они повторяли почти ежегодно.
В 1920 году Мережковские разошлись с Философовым и уехали в эмиграцию. Мужчине быстро нашли замену — предположительно, его место занял секретарь Гиппиус Владимир Злобин. По крайне мере, супруги поселили его в своей квартире в Париже. Злобин не расставался с Мережковскими вплоть до их смерти.