Как правители входят в легенды. Гильгамеш
Каждая личность, оставившая в истории своего народа значимый след, со временем идеализируется и наделяется какими-то благородными чертами, зачастую ей даже не свойственными. Причём, чем больше времени проходит с момента его деятельности, тем невероятнее и величественнее представляются эти действия. Иногда случается так, что эта фигура наделяется совсем уж невероятными, практически божественными чертами, превращаясь из исторической личности в легендарную.
Первым из таких правителей был шумерский царь, основатель Первой династии Урука, Гильгамеш, правивший в 26 веке до нашей эры. Бесспорно, и до него были личности, деятельность которых обожествлялась, например, Нармер, объединивший Египет, однако именно культ Гильгамеша был первым, в котором превознесение чудесных качеств героя обрело поистине вселенский масштаб.
Да и к тому же, что осталось от практически всех правителей того времени? Пара-тройка артефактов и несколько барельефов, описывающих их подвиги. Деяния же Гильгамеша описаны в шести клинописных эпосах, каждый объёмом в сотни строк, детально рассказывающих обо всём, что произошло с главным героем. Некоторые исследователи считают, что «полный комплект» творений о Гильгамеше превосходит Илиаду и Одиссею вместе взятые. Но тут надо понимать, что в произведения Гомера описываются десятки, если не сотни людей, а в книгах о Гильгамеше главный герой один…
Один из интереснейших фактов, связанных с этими произведениями, заключается в том, что они написаны отнюдь не после жизни главного героя, а практически во время неё, то есть мифы о правителе сочинялись при его жизни. Чем только не занимается Гильгамеш во время своих достижений, завоеваний и странствий! Он и захватывает страны, и побеждает великанов, и крутит романы с богинями, и ищет секрет бессмертия, и спасает Землю от потопа и много чего ещё.
Кем же был этот человек и почему его действия нашли такой живой отклик в сердцах летописцев, что им пришлось создать целый культ личности Гильгамеша?
Начнём с политической ситуации того периода. Древняя Месопотамия представляла собой примерно четыре десятка независимых городов, расположенных в равнинах двух рек – Тигра и Евфрата. Города вели торговлю и войны друг с другом. Ни о каком общем государстве и речи не было: каждый город контролировался одной семьёй или кланом, причем на другие города и кланы хозяева смотрели свысока. То и дело один из этих сорока городов перехватывал «пальму первенства» в торговле, так или иначе заставляя основные грузопотоки проходить через него, однако до какого-то административного подчинения городов друг другу дело не доходило. На момент появления Гильгамеша на политической сцене, «главным» городом Междуречья, точнее, его торговым центром, был Киш.
Сам же Гильгамеш был сыном простого пастуха. Точнее, не простого. Его отец, Лугальбанда, в начале своей карьеры, действительно, был пастухом. Однако, он вовремя понял рецепт успеха и пошел в услужение жрецам Кулаба. В итоге, через какое-то время, Лугальбанда сам становится верховным жрецом. Убрав всех конкурентов по религиозной линии, он провозглашает себя, ни много, ни мало, «богом пастухов», а свою супругу, Несун, делает «богиней пастбищ». Как простому пастуху удалось проделать подобное – загадка, однако, этот факт отрицать трудно, поскольку поддерживаемый авторитетом своего папаши, Гильгамеш становится лугалем (военным вождём) города Урук.
Кстати, первая книга о Гильгамеше, описывающая его действия, как лугаля Урука, лишена каких-бы то ни было сверхъестественных событий. В ней описывается, как Гильгамеш противостоит армии Киша, пытавшейся заставить жителей Урука выделить им рабов на постройку канала. Старейшины города постановили выдать кишцам рабов, однако, Гильгамеш, поддерживаемый народом, отказался. В итоге, он разбивает армию Киша, и, вернувшись в свой город победителем, очень быстро становится его полноправным хозяином. Агга, царь Киша, оставшись без армии, даёт Уруку автономию и Гильгамеш начинает вести свою собственную политику.
Результатом этой политики является объединение примерно десятка городов нижнего Междуречья в единое государство с Гильгамешем во главе. Подобное изменение естественного хода вещей не могло не сказаться на улучшении экономического положения этих городов. До этого объединения у каждого города были свои законы, налоги и нюансы управления, после же, всё стало более-менее стандартизировано и значительно более просто. Препятствий для ремесел и торговли практически не было, и они стали развиваться повышенными темпами. Кроме того, избавленные от необходимости выплачивать кому-то дань или отдавать своих рабов, города стали сами по себе развиваться быстрее.
Что, естественно, не преминуло сказаться на дальнейшем характере описаний нашего героя. Вторая книга Гильгамеша изобилует героическим подвигами и грандиозными победами. Она повествует о его противоборстве со сторожем рощи гигантских кедров. На самом же деле – это просто иносказательное повествование о войне Нижнего Междуречья и Ливана, в котором армия Гильгамеша одерживает победу и берёт богатые трофеи.
И так далее. Все каждое последующее деяние Гильгамеша представляется всё более и более пафосным, и величественным, пока не доходит до высшей своей точки – поисков бессмертия и воссоединения главного героя с богами. Как уже отмечалось, в книгах о Гильгамеше есть место и для любовных похождений, и для культурно-просветительской работы. Возлюбленная нашего героя – богиня Иштар, а свои педагогические таланты он проявляет в превращении зверя Энкиду в человека, путём приобщения его к ценностям людской цивилизации.
Складывается такое впечатление, что все эти произведения специально создавались, чтобы укрепить веру народа в своего вождя. И что в итоге получилось:
• «Гильгамеш и Агга»: Наш герой – патриот, освобождающий родной город от врагов;
• «Гильгамеш и Гора Бессмертного»: гениальный стратег, завоёвывающий другие земли;
• «Гильгамеш и Небесный Бык»: пылкий любовник, которому ничто человеческое не чуждо;
• «Гильгамеш и Подземный мир»: великий просветитель, превращающий зверя в человека, педагог, несущий разумное, доброе и вечное;
• «Смерть Гильгамеша»: гениальный учёный, который познал секрет бессмертия, но осознав его опасность, пожертвовал собой и не стал его применять.
Какой-то «универсальный солдат» получается. Если посмотреть на правителей 20 века, то выяснится, что многие из них грешили пиаром не намного ушедшим от этого. Достаточно вспомнить лубочные сказки о Ленине или Ким Ир Сене. Впрочем, либеральный капитализм не далеко ушёл: Черчилль, происходя из пэрского рода Спенсеров, когда нужно прекрасно перевоплощался и фотографировался в роли рабочего-каменщика или в компании оперативников-полицейских на задании. Чего не сделаешь для популярности?
Впрочем, не все историки согласны с тем, что все произведения о Гильгамеше написаны при его жизни. Детальный анализ стилистики и лексики произведений даёт возможность предположить, что некоторые из них были написаны несколько позже. Кроме того, и сама клинопись менялась со временем – как по стилю изображения символов, так и по их содержимому.
Датировка первых двух книг практически ни у кого не вызывает сомнений: они писаны в 25-26 веках до нашей эры. Время же написания оставшихся книг относится примерно к 18 веку до нашей эры, что почти на 800 лет позже того времени, когда жил их главный герой. И если авторы первых книг, можно сказать, работали в отделе агитации и пропаганды Первой династии Урука, то кем же были авторы последующих книг, и зачем им понадобилось ворошить пески прошлого почти тысячелетней давности?
А всё на самом деле просто. В то время Междуречье уже называлось Вавилон и правил там царь Хаммурапи, тот самый, который создал один из первых сводов законов и создал на тот момент времени самый совершенный административный аппарат Древнего мира.
Хаммурапи происходил из Аморейской Династии, которая образовалась на руинах Третьей Урской Династии, а та, в свою очередь, хоть и отдалённо, брала свои истоки от Первой Династии Урука, которую и основал Гильгамеш. Ту же ситуацию можно было наблюдать в Европе на примере её дворянства. Самый захудалый баронишка выводил свою генеалогическую линию, если не от Хлодвига, то от Карла Великого с гарантией!
Так что Хаммурапи выводил свою родовую линию от легендарного Гильгамеша и, естественно, был заинтересован в ещё большей популяризации его образа. Эпоха Хаммурапи не требовала войн, это было время перестройки старого государства и создание нового, поэтому именно летописям с «невоенным» сюжетом уделялось особое внимание.
Ничто не ново в этом мире. Правители будут приходить и уходить, но их методы управления государством и способы влияния на народные массы останутся неизменными. Однако, всё равно, хочется верить, что произведения о подвигах Гильгамеша останутся просто красивой сказкой, а не работой древнего отдела агитпропа…